Такая дихотомная позиция появилась и стала агрессивно насаждаться Советской властью при Брежневе. Советской империи, тогда зашедшей в тупик, нужен был новый консолидирующий миф. Было вытеснено то, что война началась не в 1941 а намного раньше, в 39-м или даже 37-м, если брать за точку отчета агрессию Японии против Китая. Дата 41 — 45 стала священной. То, что СССР участвовал в разделе Польши и состоял в дружественных отношениях с Рейхом, либо умалчивалось, либо подавалась как «стратегическая» многоходовочка. Про агрессию СССР против Финляндии так и вообще почти не говорили и не писали.
Этот имперский и шовинисткий дискурс вытеснил миллионы других людей, которые тоже внесли свой вклад в разгром чумы 20-го века – нацизма. В сознании советского и постсоветского человека отечественная война стала чуть ли не синонимом второй мировой. При этом узников концлагерей освобождали не только солдаты РККА, но и солдаты США, Англии и других. Помимо советских партизан была и «Сражающаяся Франция» и польское, и украинское подполье. Еврейские партизанские движения и героическая война китайцев с японскими милитаристами.
Если мы хотим уничтожить имперский и шовинисткий дискурс, который насаждает нынешняя Россия молодой Украине, то мы обязаны забыть про отечественную, но и не сводить все только к противостоянию УПА против двух зол — нацизма и большевизма. Нужно помнить всех тех, кто внес свой вклад тогда в освобождение человечества от коричневой чумы. Всех, кто остановил работу лагерей смерти и милитаристские амбиции ненасытных диктаторов. Только так можно будет избавится от шовинисткой и имперской тени которые как проклятие сопровождают 8-е и 9-е мая.
Игаль Левин, социальный активист, бывший боевой офицер Армии обороны Израиля, военный аналитик, путешественник.
Специально для Прометея.